On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Добро пожаловать на форум питомника "Байкал Бьюти" / "Baikal Beauty"
Он был создан 01.09.2010.
Обязательно заполняем профиль.)))

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 254
Настроение: Отличное!!!
Откуда: Россия, Иркутск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.15 12:51. Заголовок: Дрессировка щенка


Дрессировка щенка


Воспитательная дрессировка
С какого возраста можно дрессировать щенка?

Щенок способен обучаться с рождения, но, пока он слепой и глухой, очень трудно подобрать подходящее ему подкрепление. В возрасте около 2-х недель у щенка открываются глаза и он начинает покидать свое «логово» – место, в котором живет счастливая мама с потомством. Выйдя из домика, он знакомится с окружающим миром. В это время дрессировать его уже проще, но занятия могут вызвать сильное беспокойство у его матери, а это небезопасно – и для собаки-матери, и для щенков, а иногда – и для людей.
В четырехнедельном возрасте щенок подвижен, весел и доверчив. У него начинается период социализации, когда он учится общаться с сородичами, людьми и окружающим миром. С 3 и до 16-20 недель (это зависит от особенностей породы) щенок должен познакомиться с как можно большим количеством типов людей, собак и ситуаций. В это время ему необходимо выучить язык своего вида, иначе он не сможет общаться с сородичами, не станет интересоваться противоположным полом, не будет способен позаботиться о собственном потомстве. Если щенок этого возраста будет общаться только со взрослыми людьми, он не поймет, что маленькие дети – это тоже люди, и даже может начать на них охотиться. Крайне важно, чтобы щенок был хорошо социализирован, поэтому с 3 до 16 недель – это критический возраст, определяющий всю последующую жизнь вашего любимца.
Естественно, что это также лучший возраст для начала дрессировки, потому что:
1) Дрессировка – это не только и не столько обучение навыку. Обучая собаку, вы даете ей ключ к пониманию человека. Она начинает отличать похвалу от порицания, выучивает ваши жесты, лучше привязывается к хозяину, научается понимать, куда направлено ваше внимание.
2) Дрессировка – это путь к мягкому, дружескому общению с собакой. Практически каждую команду запрета, вроде «фу!» или «нельзя!», можно заменить командой «ко мне» или «сидеть». Если щенок схватил тапок или оперся на вас передними лапами, наказание лишь направит его внимание на то, что он делает. И хотя он может начать бояться наказания (или самого хозяина), он уже не забудет о тапках или своих лапах на хозяйском пальто. Команда говорит собаке не о том, что ей делать нельзя, а о том, что ей в этой ситуации следует делать. Внимание щенка оказывается направлено на выполнение команд, они закрепляются, а нежелательное поведение исчезает из его памяти.
3) Дрессировка – это способ разнообразить жизнь щенка, а значит и лучше его социализировать. Занимаясь с собакой, не пуская ее развитие на самотек, вы сами почувствуете, чего именно ваш щенок побаивается, с чем еще его нужно познакомить. А во время занятий он будет постоянно справляться с новыми для него задачами и развивать свою сообразительность.
4) В возрасте примерно от 3 до 12 недель у щенка развивается игровое поведение. Если пропустить этот период, разыграть собаку будет значительно сложнее, и она предпочтет выполнять команды за лакомство, игрушки будут интересовать ее в меньшей степени.
Это не имеет значения, если речь идет о домашнем любимце, но спортсмены-кинологи знают, насколько ценна любовь к играм у собак при подготовке к выступлениям в курсах по послушанию, аджилити, фристайлу, а также защитной службе – хорошая работа на рукаве зависит от того, как много и правильно с собакой играли в детстве.
Однако есть две очень серьезные причины, почему с собаками начинают заниматься дрессировкой позже 16 недель:
1) Прививки. К сожалению, в больших городах вероятность подхватить смертельно-опасную инфекцию для щенка очень велика, поэтому к прививкам приходится относиться внимательно и соблюдать карантин. Однако, пока идет карантин, щенок пропускает период социализации. Хозяину нужно помнить, что 15 лет с «сумасшедшим психом» в квартире не доставят ему никакого удовольствия, даже если этот хвостатый ненормальный будет физически здоров. Поэтому как только карантин закончен, нужно не теряя ни минуты заниматься социализацией собаки. Обычно у хозяев есть в запасе всего 2-4 недели для того, чтобы восполнить пробелы в развитии своего питомца.
2) Методы дрессировки. Экспериментально доказано, что дрессировка, основанная на так называемой «механике» (когда на собаку давят руками, пытаясь сформировать ее позу) приводит к тому, что собака глупеет. Она перестает проявлять инициативу и не пытается решить задачу самостоятельно. Такая дрессировка не помогает щенку развиваться, а, наоборот, портит его.
Возраст около 16 недель – это все еще возраст с очень сильной памятью. К тому же у многих собак (это зависит от породы вашего питомца) 3-4 месяца – это начало «возраста страхов», когда щенок учится различать опасное от безопасного. Все события, происходящие с щенком и окружающими его людьми и собаками, буквально «впечатываются» в память малыша. Если вы станете наказывать щенка физически, либо если кто-то жестко накажет свою собаку в присутствии вашего питомца, это будет иметь необратимые последствия: позже они проявятся в страхе всех людей или людей с какой-то особой внешностью, возможно, в страхе собак или особых ситуаций. Скажем, если при вашем щенке кто-то на дрессировочной площадке жестоко наказал свою собаку, так, что та поджала хвост или даже завизжала, ваш щенок запомнит, что на площадках собаки испытывают боль. Это скажется и на занятиях в группе, и на спортивных выступлениях.
Единственное наказание, применимое в этом возрасте – это «тайм-аут», игнорирование собаки в течении нескольких минут. Даже повышать голос на щенка нужно осторожно – одна собака отнесется к этому спокойно, другая – нервно. Запомните:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ СОБАКИ НЕ СВЯЗАНА С ФИЗИЧЕСКИМ НАКАЗАНИЕМ.
Важно лишь то, в какой момент и как вы воздействуете на собаку. Если вы все делаете в правильный момент, то достигаете результата не дергая и не шлепая собаку. Если вам приходится физически наказывать собаку, значит вы не ориентируетесь в ситуации, запаздываете или торопитесь, или просто даете волю раздражению. Все это приводит к отрицательному результату в дрессировке.
Дрессировка щенка в возрасте около 16 недель, чтобы она принесла пользу и собаке, и хозяину, должна включать в себя лишь два метода.
1) Вкусопоощрительный. Собаку учат следовать за кусочком лакомства или игрушкой. Затем заводят лакомство таким образом, что щенку приходиться сесть, лечь, встать или сделать что-либо еще, чтобы достать поощрение.
2) Оперантный. Хозяин спокойно наблюдает за собакой и, как только она сделала случайно какое-то нужное движение, дает ей лакомство. Сперва нужное движение собака делает очень редко, но постепенно она начинает понимать, что между ее поведением и поощрением есть какая-то связь. Освоив таким образом несколько команд, собака начинает сама придумывать и предлагать хозяину то или иное движение – человеку остается лишь выбрать, за что поощрить питомца.

Уже существуют дрессировочные площадки, где инструкторы используют описанные два метода при обучении всех собак: и щенков, и взрослых. Такая дрессировка безопасна для психики собаки любого возраста, к тому же она позволяет достичь гораздо более высоких результатов в обучении и помогает наладить взаимопонимание между собакой и хозяином. Поэтому начинать заниматься в группах воспитательной дрессировки на таких площадках можно сразу по окончании карантина или через 2 недели после появления щенка в вашем доме. Лучший возраст щенка для начала занятий – 3,5-4 месяца.
Баскина С.Л., специалист по поведению животных, биофак МГУ
взято отсюда
http://www.kssp.ru/stvshen.htm
http://slb4.livejournal.com/




"Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем". Элберт Хаббард
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 255
Настроение: Отличное!!!
Откуда: Россия, Иркутск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.15 12:52. Заголовок: Как я понимаю, лаком..


Как я понимаю, лакомство - один из самых эффективных способов поощрения при дрессировке. А как быть, если собака не пищевик?

: Нужно искать то подкрепление, которое подойдет собаке. Дрессировка - процесс основанный на индивидуальном подходе:)

К вопросу "Если собака не пищевик?"

Чтобы собака ела лакомство на дрессировке.
Баскина С.Л., специалист по поведению животных, биофак МГУ


Я часто слышу охи и вздохи по поводу того, что собака не интересуется лакомством и с дрессировкой из-за этого масса проблем. Есть, конечно, управа и на таких собак. Можно использовать поощрение игрой, игрушкой. В конце концов, можно построить все обучение на отрицательном подкреплении (этакая идеальная "механика", без наказаний, только уход от давления). Но если честно у меня такой проблемы на занятиях никогда не возникало.
Вернее если возникала, то проходила ко второму-третьему занятию. Не секрет, что наши привычки и вкусы влияют на наших собак, которые постоянно живут рядом с нами и сильно зависят от нас (и от наших привычек). Обычно, когда хозяин говорит, что его собака не интересуется лакомством, я его спрашиваю: "А вы любите поесть?". Если в ответ слышу: "Да", то почти всегда проблема в нервозности собаки, а вовсе не в ее нелюбви к лакомству. Если отвечают: "Нет", то скорее всего хозяин не умеет преподнести собаке еду, как что-то поощряющее (так как сам ее мало ценит) и смысл лакомства как поощрения исчезает. Итак.
1) Не кормите собаку с утра перед дрессировкой. Даже если собака ест лакомство - все равно. Полный желудок+активные движения=заворот желудка. Если вы с не кормили собаку завтраком, а на занятии в 10 часов утра она ничего не ест (или ест мало) - не кормите ужином в предыдущий день. Некоторые собаки лучше, чем другие, помнят, что они когда-то были хищниками, охотились в сумерках, а днем отсыпались. Такие собаки и без дрессировки не любители завтракать, охотно они едят только с вечера. вы можете назначить дрессировку на вечер либо с вечера оставить собаку голодной. Вы можете дать питомцу нежирного кефира или молока вместо ужина (если собака их хорошо переваривает) или один сухарь. Для собаки естественно тратить энергию на добывание пищи, без этого она глупеет, ей бывает попросту скучно. Пусть дрессировка станет ее «охотой за оленем».
2) Никогда не оставляйте собачью миску с едой больше, чем на 5 минут и, если собака ушла в другую комнату, не доев, сразу ставьте миску в холодильник или выбрасывайте еду. Если собачья миска с недоеденным кормом лежит круглые сутки, то (кроме отравления питомца) вы рискуете, что собака будет думать: "зачем мне стараться за лакомство, если я всегда могу поесть дома?".
3) Собака съедает 2-3 кусочка и больше не ест. Значит вы плохо подобрали лакомство. Вариантов три: кусочек слишком большой, он слишком маленький или это кусочек того, что собака не любит. Если собака за 3 кусочка уже сыта, значит вы даете ей лакомство слишком большими кусками. Кусочек лакомства для собаки среднего размера – это кубик, величиной с ноготь мизинца. Чтобы кусочек не показался собаке слишком маленьким вознаграждением за ее старания, возьмите в кулак большую горсть лакомства, а скармливайте за выполненное действие только один или два кусочка, чтобы собака всегда знала, что за ними последуют и остальные, и надеялась вскоре их получить. И, наконец, возможно лакомство не подходит просто потому, что оно не нравится собаке. Для собаки вкус пищи – это в первую очередь запах пищи, их вкусовые способности отличаются от человеческих. По моему опыту лучше всего - вареные куриные желудки и сердца (куриные и телячьи). Для собак без проблем с печенью - говяжья печень. Сыр слишком жирный, соленый и дорогой, а на дрессировке собака получает много лакомства – всю свою дневную порцию белка. Мясные или сырные кусочки можно перемешать с сухарями, печеньем, кусочками хлебцов или сухим лакомством для собак или сухим кормом. Тогда можно без опаски скормить много лакомства даже мелкой собачке.
4) Если собака с аппетитом ест дома, а на улице - отворачивается, зевает, это значит, что она - нервничает. Страх перед улицей - это поведенческая проблема, которую нужно решать в самом начале занятий. Бывает, что собака нормально воспринимает улицу и нервничает только в новом месте, скажем на площадке или в присутствии инструктора. Тогда нужно дать ей время привыкнуть. А себе дать задание - пройти по прямой линии, не задерживаясь ни на секунду, ровным шагом. И выполнять это упражнение с собакой на поводке. Обычно испуганная собака тянет поводок то в одну, то в другую сторону и это простое упражнение дается ей с трудом. Гладьте, хвалите и предлагайте лакомство на конце пройденной дорожки. Лакомство она выплюнет - и это не важно. После того как вы пройдете по прямой, нигде не остановившись и не отойдя в сторону, хорошенько похвалите собаку и идите домой. Вы увидите, что на втором занятии собака будет много спокойнее и тогда же, либо на третьем начнет брать лакомство.
5) Собака берет лакомство с интересом, а потом выплевывает и отвлекается. А что вы хотели, когда бегали за ней и кричали "Фу!"? Собаке, особенно новому в доме щенку, трудно понять, что лакомство, данное вами - ему принадлежит, а лакомство, найденное на улице - под запретом. Чтобы собака все-таки начала брать лакомство, начните дома кормить ее с ладони. Скажем каждый раз половину корма она будет съедать у вас из рук, а остальное - из миски в ваших руках. И только под слова одобрения.
6) Вы ее хвалите, а собака поджимает уши и отворачивается от лакомства. У некоторых хозяев есть дурная привычка - комментировать манеры собаки - то они едят как бегемоты, то как привереды, то хватают больно вместе с пальцами, то как свиньи все роняют... Следите за собой и НИКОГДА не смешивайте поощрение с неодобрением. Если вы дали собаке кусочек - всегда только хвалите. Дело не только в том, что собака иначе перестанет воспринимать лакомство как поощрение, но и в гораздо более худших последствиях. Большинство тяжелых психических расстройств у собак имеют в самом корне какую-то повторяющуюся ситуацию, в которой за одно и то же действие их поощряли и наказывали.
7) И, наконец, сделайте лакомство не просто «сухарем», а символом вашего внимания, радости. Если вы будете молча, с серьезным лицом давать собаке лакомство, она заподозрит подвох и не поверит. Всегда угощайте ее с улыбкой, радостным восклицанием, похвалой. Вы также можете поиграть кусочком с только что приобретенным щенком (прежде, чем использовать лакомство как поощрение в дрессировке): поводите кусочком низко над полом, будто это мышь, подкрадывающаяся к носу щенка и сразу убегающая. Пусть он охотится на кусочек, а вы подбадривайте его и радуйтесь вместе с ним, как только он "мышку" поймает!
Попробуйте - любая собака может учиться за лакомство!




"Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем". Элберт Хаббард
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 256
Настроение: Отличное!!!
Откуда: Россия, Иркутск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.15 12:53. Заголовок: Дрессировочные мотив..


Дрессировочные мотивации или на чём должна строиться дрессировка.

В основе любого дрессировочного процесса должен, прежде всего, лежать постоянно подогреваемый у собаки интерес к работе и только потом – на втором месте должны стоять способы принуждения, и на третьем – применяемые в исключительно крайних случаях наказания. Заинтересовать собаку можно различными способами: игрой, пищей или просто похвалой. Вопреки расхожему мнению многих инструкторов не существует животных, которых было бы невозможно чем-либо заинтересовать, существуют отдельные особи к которым не нашли подхода из-за недостаточного усердия или недостатка опыта дрессировщика. Прежде чем начать дрессировку нужно точно подобрать тот способ мотивации, который будет наиболее эффективен для конкретной собаки. Какой способ применять, можно определить, наблюдая за собакой, проверяя, на что лучше реагирует собака: на любимую игрушку, на лакомство или на щедрую похвалу. В дрессировке можно выделить несколько мотиваций: игровую, пищевую, физическую и голосовую (звуковую), о них ниже.

Игровая мотивация
Дрессировку собаки нужно начинать с игры и тем самым привить ей интерес к работе. Во время игры у собаки проявляются такие качества как охотничий инстинкт (преследования), способность к аппортировке и чувство собственника.
Именно в игре детёныши диких предков наших собак приобретали навыки, необходимые для добывания пищи и защиты от своих природных конкурентов. В щенячьем возрасте у собаки закладывается тот стереотип поведения, руководствуясь которым она будет действовать всю свою жизнь.
У щенка следует поощрять и развивать стремление бежать за предметом, носить его в зубах и бороться за обладание им. Чтобы получить игрушку собака должна проделать определенное действие необходимое вам - выдержать борьбу, пройти рядом с вами, преодолеть какое-то препятствие. Посредством игры можно также привить собаке основы аппортировки (подачи предмета). Из игры собака должна выйти победителем, то есть хозяин должен сделать так, чтобы собака почувствовала свою победу. После борьбы или преследования предмета собака должна получить добычу, но не нужно отдавать добычу собаке в неограниченное пользование - давать собаке окончательно «насытиться» победой, иначе она на длительное время потеряет интерес к предмету. Нужно дать собаке немного поносить игрушку в зубах, после чего забрать и спрятать. Собака должна усвоить, что игрушка находится у вас и без вашего участия игра невозможна.
При правильном подходе с возрастом у собаки появится потребность в работе, ведь ей с детства внушали, что работа это весело и интересно. Но нельзя допускать, чтобы собака работала только когда ей захочется. На начальном этапе нужно выбирать наиболее удачное время для занятий, когда собака голодна и не устала. После еды с собакой заниматься бесполезно из-за того, что сытое животное не испытывает потребности в движении, ему требуется отдых и время для переваривания пищи. Голодный хищник ищет способ добыть пищу, он готов пробежать много километров в погоне за своей добычей, он полон сил и энергии.

Пищевая мотивация
Но игровая мотивация может быть неприемлема для отдельных недостаточно активных или не проявляющих интереса к игре с предметом животных. Что же тогда? Прибегать только к силовым методам дрессировки, превращая дрессировочный процесс в скучную, изнуряющую собаку и проводника муштру? Кроме игровой существует еще и пищевая мотивация. Суть её заключается в том, чтобы привлечь собаку к выполнению определённого действия при помощи лакомства. Лакомство-это не просто еда - банальная пища, это материализовавшаяся похвала, исходящая от хозяина и именно это важно. Кусочек из рук хозяина для собаки ценнее целой миски таких же кусков. В качестве лакомства можно использовать кусочки мяса или сыра, нарезанные так, чтобы собака могла их быстро съесть, долго не пережевывая. Лакомство должно лежать так, чтобы его можно было быстро и легко достать, и в то же время оно должно быть хорошо изолировано и не отвлекать собаку. Перед тренировкой нужно позаботиться о том, чтобы лакомства хватило на всё время занятий. Лакомство должно исходить от дрессировщика сразу после выполнения требуемого действия не в коем случае не до и не во время, иначе собака не поймет, чего от неё хотели. Я повторюсь, сказав, что заниматься нужно только с голодным животным, это особенно важно, когда дрессировка строится на пищевой мотивации. Лакомством также не стоит злоупотреблять, в противном случае собака будет работать только в присутствии пищи.

Физическая и голосовая мотивации
Кроме вышеперечисленных игровой и пищевой существуют ещё физическая и голосовая мотивации они играют чаще вспомогательную, чем основную роль в дрессировочном процессе. Под физической мотивацией понимают любое физическое воздействие, поощряющее (поглаживание, похлопывание), корректирующее или карающее. В редких случаях за основу приходится брать физическую мотивацию, когда невозможно добиться результатов другими способами, например, когда начали дрессировку уже взрослого, упрямого или агрессивного животного. Под голосовой мотивацией понимают голосовую интонацию, которой дрессировщик воздействует на собаку, воздействие может быть поощряющее или неодобрительное. Для некоторых собак, особенно привязанных к своему хозяину, его похвала является лучшим стимулом к работе.
Нужно помнить, что для достижения наилучшего результата в дрессировке, чтобы собака охотно и безотказно работала в любых условиях, необходимо совмещать способы мотивации. Например, если строить дрессировку только на игре, собака может выполнять навык неточно либо вообще отказаться от работы, когда это ей надоест. Если дрессировка построена только на пищевой мотивации, то собака будет работать только при виде лакомства, так как работают цирковые животные. Напротив применяя только физическую мотивацию можно добить от собаки полного отвращения к работе, собака будет работать вяло, с огромной неохотой и рано или поздно откажется работать.
От мотивации нельзя отказываться даже по окончанию дрессировочного процесса, такую часто встречающуюся ошибку делают дрессировщики, применяющие игровую или пищевую мотивацию, просто нужно уменьшить её частоту (давать собаке корм, отдавать игрушку после выполнения упражнения или же вообще в конце тренировки). И конечно нужно по мере необходимости поощрять собаку голосом. Конечно же после окончания дрессировочного процесса играют коррекционно-шлифовочную роль, например при подготовке к испытаниям.
Правильный выбор мотивации целиком и полностью зависит от дрессировщика. От правильно подобранной мотивации зависит успех или полный крах всей дрессировки. При неправильном выборе мотивации дрессировка может быть недостаточно эффективной или же вообще бесполезной.
Serge Meier




"Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем". Элберт Хаббард
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 257
Настроение: Отличное!!!
Откуда: Россия, Иркутск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.15 12:55. Заголовок: Статья Алекса Вяткин..


Статья Алекса Вяткина

Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка.



Все , о чем я хочу сегодня написать - это важнейший аспект подготовки собак, который, как показывает практика, в силу различных причин, игнорируется как начинающими дрессировщиками , так и дрессировщиками со стажем и опытом.
Значимость социального инстинкта - тема грамотно затронутая не одним авторитетным источником, но так как в каждодневной практике мне приходиться сталкиваться как с обычными хозяевами собак, взявшими собаку для охраны и просто как компаньона (назову их для краткости «любителями»), так и со спортсменами, готовящими собаку для соревнований, то я хочу обратиться именно к этим двум категориям собаковладельцев.

Если понаблюдать за взаимоотношением человек-собака: будь-то прогулка в парке или же выступление на соревнованиях, сразу становится заметна разница между поведением пар, у которых налажено хорошее взаимопонимание и тех, у кого этого нет.
Если собака находится в состоянии « сама по себе «, рыскает в поисках занятия по парку, тянет на поводке по кустам, ищет где бы поиграть и чем бы заняться…., на соревнованиях формально выполняет рутинную программу без радости и концентрации на хозяине, и не может дождаться окончания упражнения - все
это проявления отсутствия социального инстинкта в паре проводник –собака.



Когда люди видят собаку готовую работать для хозяина, постоянно ищущую контакта с ним и буквально заглядывающую ему в глаза , они говорят: «собака его любит. Она ему предана до конца!»
Такая собака не ищет развлечений на стороне. Общение с хозяином – одна из наиглавнейших потребностей ее жизни. Говоря профессиональным языком - это и есть «проявление социального инстинкта».

Откуда же берется социальный инстинкт и возможно ли его развить?

Социальный инстинкт несомненно обусловлен генетикой. У служебных пород, в силу его значимости в дрессировке, к которой, на моей памяти, еще пару десятилетий назад все их представители привлекались с завидным постоянством, он должен быть развит сильнее. На сегодняшний день список «служебных пород» обладающих нужными в работе и службе инстинктами для специалистов прикладников –дрессировщиков драматически сузился к минимуму и лишь в шоу-выставочной системе он остается многочисленным.

Даже среди таких лидеров служебных пород как немецкая и бельгийская овчарки найти сегодня собаку с нужными инстинктами составляет проблему. Но все ли зависит от генетики? Конечно же, нет. Как и любой иной, социальный инстинкт необходимо развивать.

Разберем первую группу –группу любителей. Среди этой группы часто бытует мнение о том, что собака ДОЛЖНА любить хозяина и выполнять для него работу, так как он ее «любит и кормит, и о ней заботится» или же из « уважения» к нему. В этом кроется основная ошибка. Собаки по своей природе – эгоисты. Кто бы и что бы не говорил, они живут для себя и первоочередная цель их действий направлена на удовлетворение их собственных потребностей. Задачей хозяина является понять ее потребности и путем воспитания и дрессировки, задействуя ее врожденные инстинкты, не ПОДЧИНИТЬ себе собаку( служебная собакa - не дикое животное), а НАПРАВИТЬ ее действия, путем удовлетворения ЕЕ же потребностей, в нужное себе русло.

Часто любитель из людей "в этой жизни социально и материально состоявшихся" взяв собаку для охраны, поручает ее воспитание тренеру и кому-то из своих подчиненных. Он не проводит с собакой время, не принимает участия в процессе воспитания, а затем требует от нее послушания и защиты. Это нонсенс.

В таких случаях я обычно говорю: «Вы приобрели хорошую собаку своему работнику! Мало того, что работник не заинтересован в правильном воспитании такой собаки и, соответственно, не будет следовать всем указаниям тренера, но также формируется провал в отношениях между таким «хозяином» и собакой. В результате, сильная собака в один прекрасный момент не поймет, почему этот «воскресный папа» вдруг решил требовать что либо от нее, и возможен нелицеприятный конфликт. К сожалению, такие случаи не единичны. Что же делать?



Либо не заводить сильную собаку, способную на противостояние человеку (читай, способную охранять и защищать), либо самому принимать непосредственное участие в воспитательном процессе. Второе включает в себя время на тренировки и учебу, социализацию, выход на прогулки и «в люди», поездки на площадки. Здесь важен следующий момент. Многие люди из этой группы очень не любят когда щенки на них прыгают, их прикусывают, бегают за детьми…На все на это у них одно решение- наказание. В результате щенок только и слышит: «нет, нельзя, фу…», и получает трепки , колени в грудь, газетой по морде….Откуда в такой схеме взяться социальному инстинкту? Почему собака после этого должна относиться к вам с привязанностью? Попробуйте постоянно наказывать и пресекать ваших расшалившихся детей. Что из них вырастет? Как они будут к вам после этого относиться..?

В то же время существует очень простой путь купирования и форматирования такого поведения. Дать знать, что то или иное поведение является нежелательным нужно, но необходимо дать что либо взамен. Разберем несколько наиболее часто встречающихся примеров.


Покусывание рук или хватка за одежду. Собака удовлетворяет свой инстинкт добычи.

В первую очередь приучите щенка отрицательному маркеру –«нет». Если щенок заигрался кусаясь или висит на одежде, следует остановиться и дать маркер «нет». Если щенок прекратил нежелательное действие - подкрепите его положительным маркером «да» и кормом, а затем игрушкой на веревке и последующей игрой в «потягушки», чтобы с вашим участием он смог удовлетворить свой инстинкт в полную меру.

Если щенок не отпускает, следует его скорректировать. Здесь, если у вас нет опыта, вам понадобится опытный инструктор, который сможет показать вам как правильно корректировать щенка, и какой силы воздействие необходимо. И как правильно затем дать подкрепление (см.выше).


Прыжки на хозяина. Удовлетворение социального инстинкта.

Я лично стараюсь общаться со щенками в одежде, которую не жалко. Великолепно то, что щенок хочет быть ближе к вам! Если это убрать рано или же слишком жестко, вы можете потерять доверие щенка к вам навсегда! Прыжки на вас всегда можно убрать позже и безболезненно.

Если же вы решили скорректировать это поведение в щенке, здесь также вам понадобиться помощь опытного инструктора. Необходимо приучить щенка к отрицательному маркеру и затем , когда он прекратил показывать это поведение - подкрепить новое поведение (см.выше). Лучше, если ваш инструктор умеет работать с кликером и маркерами. Тогда работа будет строиться намного быстрее и качественней.

Также кликером и маркерами решаются задачи по приучению к боксу, машине…


Прикусывание детей. Удовлетворение инстинкта добычи.

Эту задачу следует решать сразу по прибытию щенка в дом. Не откладывайте это на потом в надежде на то, что «собака перерастет». Это может печально закончиться. Решается эта проблема так же, как и в первом примере с прыжками и покусыванием рук. Здесь в дрессировке сильно мотивированных собак мы доходим до такого уровня, что собака понимает - для того, чтобы общаться с ребенком , ей для этого необходимо занять рот игрушкой. Тогда она может и общаться с ребенком и кусать (игрушку) одновременно, удовлетворяя все свои инстинкты!

И конечно же необходимо проводить соответствующую воспитательную работу с детьми. Не стоит просто запрещать им возиться со щенком, лучше научить их интерактивной игре, где они сами в качестве дрессировщика смогут научить щенка трюкам. Детям нравятся такие игры!



Прогулки и социальный инстинкт.

Если большую часть времени собака проводит в вольере, квартире или боксе, то естественно, что оказавшись на улице, она старается «разрядиться». Как обычно проходят прогулки? С советских времен устоялась прочная традиция – гулять «в тусовке». Т.е хозяин выходит на поляну и выпускает собаку бегать с группой чужих собак , в это время общаясь за сигаретой с другими хозяевами. Долг выполнен – собака набегалась, наигралась, «физически развилась»…. можно идти домой.

Такая практика приводит к массе проблем. В первую очередь –отсутствие культуры приводит к дракам, «наездам» взрослых собак на щенков, травмам…Но даже не это главное. Главное в том, чему и как учится в такой среде ваша собака? Давайте разберем. Прогулка - это то время , когда у большинства владельцев есть время пообщаться с собакой. Выйдя за порог дома о чем думает и на чем сконцентрирована в такой схеме отношений Ваша собака? О Вас? Конечно же, нет! Она думает о том, как бы побыстрее сорваться с поводка и погонять в волю вдали от Вас! И вот изо дня в день ВЫ сами формируете и закрепляете это поведение. Откуда же взяться взаимосвязи между вами, когда Вас либо нет дома, либо Вы попросту тот человек на поводке, который мешает ей наслаждаться игрой или разборками с собаками, поеданию вкусной дряни или же мечению территории… А если она и выполняет команды «ко мне» , «рядом» и т.д то конечно же, как наказание или помеху, вмешавшуюся в ее веселую и свободную жизнь.
Что же делать? Не курить и не "травить" байки, а ОБЩАТЬСЯ с собакой.

Для этого есть масса полезных игр, в процессе которых собака обучается. Все что вам нужно, набить карманы кормом и не забыть любимую игрушку и, конечно же, в первую очередь обратиться к специалисту за знаниями о том, как правильно их использовать. Тогда вам не понадобятся часы на прогулку. За 15-20 минут вы сможете и нагрузить вашу собаку физически и выучить новые навыки, закрепляя уже обученные и самое главное - создать выгодные вам обоим взаимоотношения.



Такая собака, выйдя на прогулку, не рыскает по сторонам в поисках занятия, ее не нужно ловить или шпарить электрошоком, а справив свои естественные потребности, она САМА возвращается к вам для общения. С этого и начинается ДРЕССИРОВКА.



Если же у вас нет времени или нет желания «возиться» со всем этим воспитанием - вы не готовы к содержанию собаки.

Разберем теперь вторую категорию собаковладельцев – категорию т.н. «профи».

Сюда относятся как профессиональные ведомственные кинологи и инструктора площадок (за редкими исключениями, по уровню подготовки и требованиям зачастую находящиеся между любителями и спортсменами), так и спортсмены, выступающие в том или ином виде спорта с собаками. Спортсмены (не беру во внимания отечественные нормативы) являются наиболее подготовленными в понятиях о качественной дрессировке , поскольку повышают свои знания на семинарах с зарубежными специалистами и, выезжая за рубеж, много общаются и перенимают опыт у представителей наиболее развитой кинологической культуры.

Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке.
Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том , что часто учимся не тому , чему нужно!

Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте , о котором идет здесь речь.

Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю!

А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись.

Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этомуя научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры!

Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях.
Это происходит по ряду причин.

Первое –наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем.
Второе –неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой!

Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит.

Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится.

Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричавши «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем.

Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации.

Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правиьльное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом.



Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой.

Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки.

При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно.

Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе?
Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами.

Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе.

Во –вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него!

Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово!

Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами.

Буквально несколько слов в отношении защитной работы в спорте.



Как часто, когда собака не слушается или не отпускает рукав, мы слышим от дрессировщиков: «покажи ей кто здесь хозяин, она же тебя просто бросает» или « ты должен завоевать ее авторитет, иначе толку не будет»? Очень часто! И что получается? Проводник, разьярившись, корректирует собаку, и получает МАССУ ПРОБЛЕМ.
Во первых, сильная собака все равно не подчинится , или же если и подчиниться на время, то все равно при первой же возможности «кинет».

Во вторых, пострадает хватка и отпуски. Работа станет нервозной.
В третьих, в дальнейшем, будет сильное отвлечение на проводника. А как же иначе. ведь он же «авторитет» от которого происходит наказание! А авторитета надо уважать (читай бояться).
В результате формируется связка: хозяин плохой (он наказывает), а фигурант хороший (дает кусать рукав или костюм). Все с ног на голову…

Собака должна понимать, что хозяин – ее партнер и именно от него зависит - получит она фигуранта или нет. И тогда все встанет на место. Но для такой работы требуются мозги и терпение, терпение и еще раз терпение!

Больше про защиту писать здесь не стану. Эта тема для отдельной статьи.

Если вы рассчитываете на хороший результат, пока не сформируется такого доверительного взаимоотношения с собакой, не стоит переходить к техническим навыкам.

Все вышеизложенное испробовано мною на практике. Надеюсь, это поможет многим начинающим спортсменам и любителям, приобретшим служебную собаку, правильно выстроить взаимоотношения с нею и избежать массы ошибок, за которые слишком часто приходится платить дорогой ценой. Желаю всем успешного тренинга и гармоничных взаимоотношений с вашими питомцами!

Regards
Alex Vyatkin.




"Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем". Элберт Хаббард
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет